Текст соответствующего обширного законопроекта на прошлой неделе был внесен Правительством РФ в Госдуму (Проект федерального закона № 301952-8).
В пояснительной записке к нему указывается, что поправки направлены на повышение гарантий реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, на оптимизацию взаимодействия органов юстиции, ФПА и региональных адвокатских палат, а также на совершенствование регулирования адвокатской деятельности и организации адвокатуры исходя из задач современного этапа развития института адвокатуры в Российской Федерации.
Отметим некоторые из проектируемых новелл.
Поправки, касающиеся адвокатского запроса. Предлагается:
- предусмотреть, что направление адвокатского запроса (запросов) не может являться самостоятельным предметом соглашения об оказании юридической помощи;
- закрепить еще один случай, когда в представлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано, – если в запросе содержатся просьба о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового характера, а также явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок;
- возвращать адвокатский запрос в течение 10 календарных дней со дня его получения адвокату, направившему такой запрос в орган государственной власти, орган местного самоуправления, общественное объединение, иные организации или должностному лицу, в случае если решение вопросов, поставленных в запросе, не входит в их компетенцию;
Поправки, касающиеся создания Единого государственного реестра адвокатов Российской Федерации.
Как следует из законопроекта, данный реестр станет единственным федеральным государственным информационным ресурсом, содержащим сведения об адвокатах. Вести его будет Минюст России.
В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре появится положение о том, что право осуществлять адвокатскую деятельность возникает у адвоката только с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр адвокатов РФ. В этот же реестр будут включать информацию о претендентах, не сдавших квалификационный экзамен.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что создание Единого реестра позволит в круглосуточном режиме всем заинтересованным лицам получать информацию о статусе адвоката, его удостоверении, членстве в региональной адвокатской палате.
Поправки, касающиеся получения статуса адвоката.
В частности, планируется уточнить требования к уровню образования претендентов на получение статуса адвоката. Согласно поправкам, претендовать на получение статуса адвоката смогут лица, получившие по имеющим госаккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или "Правоведение", или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" или "Правоведение" квалификации "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция" или "Правоведение" или диплома бакалавра по направлению подготовки "Обеспечение законности и правопорядка", или высшее образование по специальности "Правоведение" или по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Юриспруденция", с присвоением квалификации "юрист", либо лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.
Помимо этого планируется закрепить в законе обязанность претендентов на получение статуса адвоката представлять в квалификационную комиссию справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, а также справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.
И еще одно новшество – в состав квалификационной комиссии, принимающей экзамен (а также квалификационной комиссии, создаваемой для рассмотрения жалоб на действия / бездействие адвокатов), будет дополнительно входить представитель научного сообщества. Таким образом, комиссия будет состоять из 14 членов (сейчас – из 13).
Также отметим, что планируется установить срок принесения присяги претендентом, которому решением квалификационной комиссии присвоен статус адвоката, – 3 месяца со дня сдачи квалификационного экзамена. Если в него не уложиться, решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката будет аннулировано. В случае, когда срок пропущен по уважительным причинам, он может быть восстановлен по решению совета адвокатской палаты.
Поправки, касающиеся удостоверения адвоката.
В Законе об адвокатской деятельности и адвокатуре планируется закрепить, что удостоверение адвоката выдается сроком на 15 лет с последующей его заменой в порядке, установленном Минюстом России. Выданные ранее удостоверения, срок действия которых превышает 15 лет, нужно будет заменить в течение 3 лет со дня вступления поправок в силу. Если же срок действия удостоверения не превышает 15 лет, оно подлежат замене по истечении указанного срока.
Кроме того, будет закреплена обязанность адвокатов в случае приостановления и прекращения статуса в течение 3 рабочих дней сдавать удостоверения в территориальный орган Минюста России либо в совет адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой он является или являлся, для последующей передачи в территориальный орган Минюста России.
Еще одно важное новшество – в ст. 15 Закона предлагается конкретизировать, что на основании удостоверения адвокаты имеют право доступа (прохода) в здания кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, городских судов, межрайонных судов, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, специализированных арбитражных судов, в здания, в которых правосудие осуществляется мировыми судьями, в здания прокуратур городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности. Ожидается, что данные уточнения позволят исключить сложившуюся разрозненную практику допуска адвокатов в здания судов.
Поправки затрагивают и многие другие положения Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. В частности, планируется уточнить, что:
- адвокатские палаты действуют на основании устава, утверждаемого собранием (конференцией) адвокатов (сейчас – на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных данным законом). Адвокатские палаты субъектов РФ будут обязаны утвердить свои уставы или привести их в соответствие с законодательством по истечении 180 дней после дня официального опубликования рассматриваемых поправок;
- конференция адвокатов является высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ в случае, если численность адвокатской палаты превышает 100 человек (сейчас – 300);
- дополнить Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре новой главой "Комплексная информационная система адвокатуры России". В ней будут определены цели создания КИС АР, ее состав и функциональные возможности, пользователи и поставщики информации, состав сведений, которые передаются в КИС АР и предоставляются из нее и др.