Комментарии экспертов по поводу закона о прекращении уголовного преследования по экономической статье

      18 марта президент Владимир Путин подписал Федеральный закон № 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Согласно нововведению, уголовное дело будет прекращено в случае уплаты штрафов и недоимок по делам об уклонении от уплаты налогов. Как же комментируют это эксперты?

      Эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО "Опоры России" Лариса Науменко:

Поправки предусматривают смягчение уголовной ответственности за налоговые преступления, уменьшение сроков давности по привлечению к уголовной ответственности и снижение максимально строгого размера наказания.

Новая редакция УК РФ вводит поправки сразу в несколько статей. В первую очередь, изменения касаются ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), максимально строгое наказание, по которой составляло до 6 лет лишения свободы. Теперь же максимальный срок будет составлять 5 лет. Это значит, что такое преступление станет преступлением средней тяжести, а не тяжким, как это было ранее.

Реформированию также подлежали такие составы как: ст. 199.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента), 199.2 (сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя), ст. 199.4 (уклонение от уплаты страховых взносов), максимальные сроки по которым снизились на 1-2 года.

Также серьезные изменения коснулись УПК РФ в части оснований прекращения уголовного дела.

Теперь в случае, если лицо, совершившее налоговое правонарушение или нарушение в сфере законодательства об обязательном социальном страховании, добровольно и в полном объеме выплатило соответствующие суммы недоимки, пени и штрафы, т.е., устранило негативные последствия своего деяния, не подлежит уголовной ответственности, поскольку уголовное дело подлежит прекращению.

Следователь, получивший материалы проверки по налоговым преступлениям, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если обладает достоверной информацией о том, что предприниматель уже выплатил все необходимые суммы недоимок, пеней и штрафов.

Однако на данный момент законопроект не содержит никаких пояснений относительно того, откуда следователь может такую информацию получить. Например, требуется ли получение такой информации из налогового органа.

Интересным является также изменение, касающееся снижения сроков давности по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения. Теперь сроки привлечения к ответственности за уклонение от уплаты налогов приравняют к сроку хранения отчетности, тогда как ранее сроки давности по налоговым преступлениям составляли 10 лет.

Действия по смягчению ответственности для предпринимателей выступают некой мерой поддержки бизнеса в кризисный период, поскольку он и без того сталкивается с множеством проблем ввиду сложной экономической обстановки.

Стоит отметить, что законодательство стремительно реагирует на происходящие изменения в сфере экономики, что не может не радовать. С одной стороны, за последние годы отмечается тенденция к усилению налогового контроля: проводится более тщательный предпроверочный анализ, вскрываются все новые схемы с участием фирм-однодневок и технических компаний, все чаще по результатам налоговых проверок начисляется штраф 40%, а не 20% (так как по мнению налоговых органов уклонение от уплаты налога носило умышленный характер).

С другой стороны, заплатив недоимку, пени и штрафы налогоплательщик получает возможность избежать уголовной ответственности и не получить реальный срок.

В конечном итоге и предприниматели, и государство получают положительный эффект: бюджет получит необходимое финансирование, а предприниматель сохранит бизнес и репутацию.

      Заместитель руководителя экспертно-правового центра Уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Наталья Рябова:

Однозначный плюс нового закона - снижение размеров максимальных санкций по налоговым преступлениям и, соответственно, сроков давности привлечения к уголовной ответственности по ним.

То, что налоговые преступления перестали относиться к категории тяжких, влечет за собой не только прямые, но и косвенные последствия. Уже осужденные по этим статьям предприниматели получат больше шансов на удовлетворение ходатайства об условно-досрочном освобождении, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождение от наказания в связи с изменением обстановки, право на амнистию и так далее.

Однако до сих пор не решен на наш взгляд еще один, очень важный вопрос. Практика привлечения к ответственности по налоговым составам стала бы гораздо более упорядоченной, если бы следствие стало обязано определять размер недоимки налогоплательщика с учетом действительного размера его расходов. речь идет об утверждении в Уголовно-процессуальном кодексе так называемого принципа налоговой реконструкции.

Несмотря на то, что Пленум Верховного Суда еще в 2019 году постановил, что суды должны учитывать в совокупности все факторы - как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов (Постановление Пленума ВС РФ № 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления"), на досудебной стадии эти разъяснения не всегда принимаются во внимание. Например, по ст. 199.2 УК РФ (Сокрытие денежных средств либо имущества <…>, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов) нередко привлекают даже в том случае, если расходы были обоснованы, связаны с поддержанием текущей деятельности организации и не уменьшали имущественную массу организации (в отличие от вывода имущества, например, путем продажи по заниженным ценам, покупки по завышенным ценам, фиктивных сделок и т. п.). А именно от размера ущерба в первую очередь зависит и сама криминализация деяния, и его последующая квалификация.

Источник: Rg.ru

Вверх